Квиконс
Прислано olesa Июнь 21 2009 20:55:17
Слушаюсь, господин Квинконс!
Или Салют, дружище Оппозиция!

В группе минорных аспектов нет, пожалуй, другого аспекта, который
воспринимался бы различными астрологами столь неоднозначно, как квинконс.
Полусекстиль называют слабым секстилем, полу- и полутораквадрат – слабыми (ой
ли!) квадратурами. И лишь квинконсу не найден пока подходящий астрологический
ник. Кто-то называет его слабой оппозицией, кто-то старается правдами и
неправдами избежать его интерпретации в натальной карте. Как-то мне даже
пришлось выслушать псевдоаргументированное мнение о позитивном, благотворном,
чуть не елейном действии квинконса.
С другой стороны, во многих астрологических кругах, особенно среди
начинающих астрологов, укоренился миф о влиянии оппозиции, как о чем-то
фатальном, непреклонном, злотворном, сродни, или даже еще ужаснее, воздействию
квадратуры.
Отчего мы так нелепо хулим оппозицию и голословно приписываем квинконсу те
или иные качества? В то время как большинству из нас хорошо известно, почему мы
связываем наличие того или иного аспекта с теми или иными эффектами. Потому что
каждый знак Зодиака и каждый астрологический дом (в системе, скажем,
«знак-дом») отстоит от других знаков и домов на определенное количество
градусов и, соответственно, связан с ними определнными аспектными отношениями.
Мы говорим: «тригональное отношение», «квадратурное отношение», «секстильное
отношение». Это значит, что начала двух знаков или куспиды двух домов отстоят
друг от друга на 120, 90, 60 градусов.
При этом мы хорошо понимаем, что вкладывается в это определение. Аналогично,
размышляя об отношении двух знаков (или домов), разделенных аспектами 180 и
150 градусов, можно прийти к правильному пониманию значений оппозиции и
квинконса. (Мне как астрологу, постоянно работающему с событийным уровнем,
проще говорить об этом на языке домификации.)
Проясним сначала смысл «ужасной» оппозиции. Как известно, она связывает две
точки, находящиеся в гороскопе в противоположных, осевых домах (или знаках). Но
заложена ли в ней кризисность, неизбывность и жесткость квадратуры? Отнюдь.
Возьмем любую пару осевых домов. Начнем, по традиции, с оси I-VII домов.
Противоположность, оппозиционность этих домов описывает конфликт интересов –
интересов натива с интересами его партнеров. Но, обучаясь жить в социуме по
принципу «ты – мне, я - тебе», человек легко усваивает прелесть общения и
взаимообмена: да, надо отдавать, но ведь можно и получить! И лишь для не
желающего отдавать оппозиция становится жесткой, фрустрирующей проблемой.
Оппозиция между другой угловой парой – осью X и IV домов – указывает на
противоречие между требованиями к человеку со стороны государства (или любого
начальства) и семьи. Такая оппозиция в карте является весьма некомфортной.
Человек вынужден постоянно разрываться перед производственной необходимостью и
семейными делами, но научившись лавировать, вызвав понимание как со стороны
самого требовательного руководства, так и со стороны домочадцев, человек
получает и продвижение по карьерной лестнице, и спокойную домашнюю обстановку.
Эта оппозиция дарит проработавшим ее крепкий тыл и прекрасное положение на
службе. И тогда IV дом уже служит интересам X-го (как тыл), а X-й – интересам
IV-го, когда семья начинает пользоваться всеми благами успешной карьеры своего
главы.
Радости оппозиций между домами последующих осей еще конкретнее и осязаемее.
Ось II – VIII домов показывает первоначально существующий конфликт интересов
между своими и чужими ценностями. Не будем углубляться в его обсуждение, -
понятно, что при отсутствии чужих денег не получишь деньги в собственное
пользование (разве что имея личный печатный станок), а реальная повседневная
жизнь требует передачи своих средств другим людям (посредством покупок и
платежей). Иными словами, происходит перекачка энергии (в денежном измерении)
из чужого кармана в свой и обратно. Человек, успешно решивший задачу этой
оппозиции, получает особое, утонченное удовольствие и от зарабатывания средств,
и от инвестиций. Хороший банкир, как и успешный целитель, должен иметь в
гороскопе такую оппозицию, иначе он никогда не научится такому взаимообмену.
Другая ось последующих домов - V и XI – раскрывает архетипический конфликт
любви отдаваемой и любви получаемой. По V дому мы отдаем свою любовь и
преданность – неважно, человеку или делу, по XI-му – получаем отдачу в виде
разделенной любви или всенардного признания. Ярким примером отработки оппозиции
V – XI домов служит карьера Джо Дассена, который, репетируя по 14-16 часов в
сутки, добиваясь филигранности в собственном исполнении и игре музыкантов, и
через 20 лет после смерти не сходит с верхних позиций национальных хит-парадов;
его диски до сих пор продаются миллионными тиражами, а «Пари Матч» публикует о
нем статьи.
Обучающие конфликты падающих осей еще более мягки и очевидны. Ось знаний
(III – IX дома) учит, что нельзя бесконечно получать знания, не отдавая их.
Любой лектор на определенном этапе своей деятельности понимает, что невольно
учится у своих студентов. Оппозиция между этими домами стала притчей во языцех:
«Когда готов ученик, приходит учитель; когда готов учитель, появляется ученик».
Дома VI – XII учат совмещать обязательства и праздность, суету и
отрешенность. Когда мне приходится опровергать тезис об оппозиционности Лунных
Узлов друг другу (вот еще миф!), то обычно я беру для примера позицию Северного
Узла в VI доме, а Южного – в XII-м. Северный Узел здесь делает человека
трудоголиком и практически здоровым человеком (если нет указаний на
болезненность со стороны других факторов VI дома), а Южный – заставляет его
работать в тиши и уединении, в отрыве от бытовухи и общественной жизни. Но он
также помещает натива в среду психически больных, отщепенцев, физически
неполноценных личностей, и это столь же комфортно для него, сколь и неизбывно.
Таким образом, оппозиция не дает жестко детерминированного конфликта, - она
ставит задачу, которую вполне можно решить. В этом смысле оппозиция –
кармический аспект.

Посмотрим с точки зрения домификации на квинконс. Каждую из возможных
квинконсных ситуаций разбирать нет смысла, - рассмотрим лишь несколько ярких
примеров. Например, квинконсы I дома – с VI-м и VIII-м.
Первый дом, в числе прочего, описывает выражение индивидуальности, степень
самостоятельности и свободы, деловитости, энергичности рожденного. Шестой дом,
- в том числе, моральные долги и обязательства, состояние болезненности и
повседневный труд. Скажите, какая может быть свобода и энергичность в случае
ослабленного здоровья, при необходимости тянуть лямку на работе или когда
чувство долга заставляет нас участвовать в жизни престарелых родителей, детей
от предыдущих браков?! Свобода и обязательства несовместимы. Ну, или трудно
совместимы. Даже если от пирога суток удается оторвать кусочек лично для себя,
он все равно оказывается приправленным привкусом долженствования и обязанностей.

С другой стороны, личная мотивация и желания мешают качественно выполнять
свою работу, зачастую вредят здоровью, из-за своих дел мы забываем о близких.
Палка о двух концах. И это – неразрешимый конфликт.
Квинконсные отношения между I и VIII домами еще жестче, как и любой правый
аспект, в отличие от левого. Здесь конфликт с интересами личности и свободой
самовыражения заключается в зависимости от пресловутых чужих денег,
необходимости различных платежей (налогов, пошлин, штрафов, взяток, наконец), а
также в телесных повреждениях в результате травм, операций, нападений. И мы, по
факту своего проживания в материальном мире, прочно привязаны к этой проблеме.
Можно долго не платить налоги, но как долго и что потом? Можно осторожно
переходить улицу и не ходить в темное время по подворотням, но придет время
нужных дирекций I и VIII домов и ситуация не заставит себя ждать.
Вот еще несколько примеров. Квинконс между III и X домами: статус ученика
не позволяет добиться сколько-нибудь значительного положения на службе и в
обществе, а практиканты, как правило, мешают нормальному производственному
процессу.
Квинконс между II и VII домами: типичное женино «дай денег!» или проблема
распределения прибылей между компаньонами.
Квинконс между VII и XII домами дает обычно внебрачные связи или
«непонятки» с партнерами.
Квинконс между V и X домами: «служебный» роман, когда кто-то должен уйти –
или любовь, или работа. Квинконс II – IX – аспект неудачливого лектора,
преподавателя или литератора, которому девятидомный труд никак не приносит
денег, или когда исследования требуют чрезмерных расходов. И так далее.

Иначе говоря, противоречия, вызванные оппозицией, - не более чем конфликт
интересов, который при желании можно разрешить. Он никогда не связывает нас с
условностями этого мира. И он не ставит условий, которые нельзя обойти. Не
заладилось с этим партнером (I - VII) – разорви отношения или найди точку
соприкосновения. Поссорилась семья с работой (IV - X) – найди другую или помири
их. Проблемы с деньгами (II - VIII) в любом случае как-то можно решить. Учись,
пробуй, ищи выход из положения!
Проблемы же квинконса с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь.
Нельзя порвать со своим «эго», плюнуть на здоровье или на стариков-родителей (I
- VI). Нельзя не заплатить штраф, как нельзя во многих случаях избежать
критических ситуаций (I - VIII). Нельзя стать ученику начальником производства,
как и руководитель не может сделать практиканта своим заместителем (III - X).
Эти ситуации не зависят от нашей фантазии, инициативы, от наших желаний и
способностей. Эти ситуации могут уйти только сами – вслед за аспектами
разверток радикса, указывающими на период активной проработки соответствующих
проблем. Несомненно, что и они служат во благо человека, заставляя его работать
над собой. Но… их можно только переждать.
Квинконс накрепко связывает темы двух домов, он не дает разорвать эту связь.
Многие жизненные проблемы, коллизии и перипетии идут по квинконсам, а не по
квадратурам.
Оппозиция – аспект обучающий, а квинконс – цементирующий, заточающий
человека в данной проблеме.
Говоря о квиконсе, нельзя не упомянуть единственную симметричную
конфигурацию, образуемую при участии квинконсов, - йод. Напомню, что он
образуется квинконсами от одной планеты (А) к двум другим (В и С), которые
соединены секстилем. Причем, планета А испытывает действие двух квинконсов,
следовательно, связана с двумя неразрешимыми проблемами. Планеты же В и С имеют
всего по одному квинконсу и, кроме того, их проблемы разрешаются секстилем
между ними. Но не надо думать, что благодаря наличию благенького секстиля йод
является позитивной конфигурацией. Здесь планета А является эпицентром
огромного напряжения, а секстиль планет В и С скорее помогает им совместно
угнетать планету А.
По моим наблюдениям, особенно зловредным является йод в картах Солнечных
обращений. Карты для самых проблемных лет жизни человека обязательно содержат
йод. Часто не один. А суть проблемы года описывается планетой А этого йода – по
ее позиции, диспозиции, управлению домами и другим аспектным связям. Планета А,
как «черная дыра», поглощает всю энергию человека в данный период. Планеты на
отлете «паруса» и в «базе» тау-квадрата, даже трин теневой грани «пирамиды»,
действующий как квадратура, не несут столько пагубы, сколько планета в острие
йода.
Забавно слышать рекомендации начинающим астрологам: дескать, ограничьте
число интерпретируемых аспектов карты мажорными аспектами! Да и в хорарной
астрологии квинконс между основными сигнификаторами работает посильнее
квадратуры. И уж совсем невозможно избежать включения квинконса в число
динамических аспектов, формирующих указания на то или иное событие в развертках
карты.
Поневоле задумаешься, откуда же пошло это отрицание квинконса древнейшими,
классическими астрологическими школами. А вот откуда. Да просто не испытывали
они тогда, в свои времена, в их инфраструктуре жизни, при их менталитете и
общественно-политических формациях квинконсных проблем!
Не было проблемы I и VI домов: шестидомный бедняк и подумать не мог о
собственном волеизъявлении, а богач не испытывал вышеописанных угрызений
совести VI дома. Это сейчас мы, узнав (наконец-то!) о свободе воли, встали
перед этой проблемой.
Любой несчастный случай воспринимался как воля Божья, а уж налоги (дани,
подати) не платить тогда было просто невозможно. Возможность уклониться от
налогов и материалистический взгляд на травмирование тела поставили перед нами
проблему квинконса между I и VIII домами.
Как не было тогда и проблем квинконса между II и VII домов: женщина не
смела поднять голову и потребовать денег, и совместного бизнеса тогда не
существовало.
Квинконс II-IX для тех времен просто смешон: ни философский, ни научный, ни
литературный труд не был тогда оплачиваем. Подобная стезя давала славу, но не
деньги.
Свободные нравы и подневольное положение женщин исключали возникновение
проблем квинконсов V-X и V-XII.
Оставались сущие мелочи: проблема III-VIII (дележ наследства), конфликт
VII-го с XII-м (супруг не вернулся с войны или супруга сбежала с заезжим
купцом) да, пожалуй, скучная бытовуха нескладушек XI дома с IV-м и VI-м
(конфликт между семьей и друзьями и работой и друзьями). Даже квинконс между IV
и IX домами не актуален был: народ на месте не засиживался, проблемы кувшины на
арбу погрузить не было, мигрировал народ – нам и не снилось! Зачем на такое
внимание обращать? Вот и глушались наши предшественники с астролябиями
квинконсы в расчет принимать.
Но наши реалии выдвинули перед нами все эти проблемы в полном объеме. Можем
ли мы ими пренебречь? И можем ли мы не принять квинконс в наш интерпретационный
инструментарий?

Напоследок - для иллюстрации лояльности оппозиции и детерминизма квинконса
- приведу свою синастрическую статистику: большинство быстрых и легких разводов
происходит между супругами, чьи Солнца находятся в оппозиционных знаках. Самые
крепкие и стабильные (не подумайте, что самые счастливые!) браки заключаются
между супругами, у которых Солнца или Горизонтали находятся в квинконсных
отношениях. Этот аспект просто не дает им разбежаться, несмотря ни на что.

И. ТИМОШЕНКО